Агентства изменят договоры с блогерами из-за запрета рекламы у иноагентов

В договорах между рекламными агентствами и блогерами появятся пункты, позволяющие расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если инфлюенсера признают иноагентом. На фоне обсуждаемых поправок в компаниях видят риски для бизнеса
Фото: Shutterstock

Крупные рекламные агентства начнут включать в договоры условия об одностороннем расторжении контрактов в случае признания распространителя рекламы иноагентом. Об этом РБК сообщили два источника в крупных компаниях. Представители NMi Group, OMD OM Group и Digital Church (входит в группу Progress) подтвердили, что будут прорабатывать аналогичные механизмы.

Как депутаты планируют запрещать рекламу у иноагентов

Впервые об ограничениях рекламы у иноагентов власти заговорили летом 2023 года. Тогда глава Минцифры Максут Шадаев предложил запретить такую рекламу российским компаниям в случае, если конкретный иноагент был привлечен к административной ответственности за фейки об армии.

Вновь к этой теме вернулись 10 февраля: тогда спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале анонсировал обсуждение законопроекта, который бы запретил россиянам и отечественным компаниям размещать рекламу у всех иноагентов. Спустя пять дней документ, предлагающий соответствующие поправки в закон «О рекламе», был внесен официально за авторством 395 депутатов (фактически все, исключая членов партии «Новые люди»), причем помимо рекламы на ресурсах иноагентов под запрет попала и реклама самих этих ресурсов в СМИ.

Еще через пять дней Госдума одобрила законопроект в первом чтении, а 27 февраля — во втором, причем без обсуждения. За нарушение предлагаемых норм депутаты планируют установить наказание — до двух лет лишения свободы, заявлял председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев. Внесенную фракцией «Новые люди» поправку, по которой упоминание иностранных агентов и репост их материалов не является рекламой, депутаты не поддержали. Третье чтение назначено на 28 февраля.

Какие риски видят участники рынка

По словам источников РБК в рекламных группах, проблемой для бизнеса станет не столько размещение рекламы на ресурсах уже признанных иноагентами лиц, сколько заключение контрактов с теми, кто «находится в группе риска». «Реестр Минюста пополняется традиционно в пятницу вечером, когда рабочий день любой бухгалтерии уже закончен, — объясняет один из собеседников. — О том, кто туда попадет, ничего заранее неизвестно, при этом никакого промежуточного срока поправки не предусматривают: остановить рекламную кампанию необходимо сразу после обновления реестра».