Робот-педагог: как развивается рынок новых устройств для образования

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Образовательную робототехнику сегодня можно встретить в детских садах, школах, университетах. Чаще всего это оборудование используют для занятий со школьниками. С его помощью дети изучают информатику, физику, схемотехнику, микроэлектронику, робототехнику.

Рынок образовательной робототехники в России растет активнее, чем другие ее сегменты. По нашим оценкам, в 2023 году он увеличится на 30%. В остальных сферах, где используются роботы, рост составит 15–20%. Масштабы использования российской образовательной робототехники пока невелики, несмотря на то, что процесс перехода российских школ на отечественные технологии длится уже несколько лет. Однако сейчас он заметно ускорился, в особенности в 2023 году. Учебные заведения активнее приобретают отечественных роботов, ведь поставки Lego и Vex в Россию прекратились. Ранее на этих зарубежных производителей приходилось до 90 % поставок робототехники российским образовательным учреждениям.

Развитию этого сегмента рынка способствует и то, что в прошлом учебном году робототехника стала обязательным модулем урока «Технология».

В 2022 году большая часть российских производителей образовательной робототехники лишилась возможности приобретать комплектующие в Европе. Поэтому они переориентировались на поставки из Китая. Также вместо зарубежных площадок — к примеру, YouTube или Google — вендоры начали активнее применять для рекламы в России «Яндекс» и «ВКонтакте».

Важным для отечественных компаний стало решение сделать акцент на поставки госучреждениям. Кроме того, российские производители заметно активизировались в Китае и других странах БРИКС.

Один из примеров — компания «Роббо». На ее оборудовании сегодня проходят обучение более 100 тыс. школьников по всему миру. Компанией продано более 150 франшиз «Роббо Клуб» и поставлено свыше 500 «Роббо Классов».

Кроме того, компания значительно усилила свое присутствие в Белоруссии и открыла первые классы в Нигерии и Китае. В общей сложности в 2023 году она запустила точки почти в двадцати странах мира.