Как российский софт продвигается в Африке и на Ближнем Востоке

Фото: Елена Афонина / ТАСС

Санкции, наложенные на российские IT-компании в 2022 году, заставили отечественных производителей ПО искать новые пути экспорта продукции. Номинальный объем экспорта в 2022 году упал на 17%, но можно утверждать, что этот показатель не учитывает современные особенности экспортной деятельности отечественных разработчиков.

Эта специфика заключается в том, что с первого взгляда ряда направлений экспорта не видно. Многие IT-компании, например, регистрируют за рубежом отдельные организации в качестве новых юридических лиц.

В целом компании IT-сектора выбрали два принципиально разных вектора развития.

Первый путь — работать только внутри России, производить продукцию, включенную в реестр отечественного ПО, расширять взаимодействие с организациями, представленными в Российской Федерации.

Компании, которые пошли по второму пути, конкурируют на глобальном рынке, в том числе на Западе. При этом они пытаются адаптироваться к новым условиям, мимикрируя под иностранные фирмы — регистрируются в Дубае, Португалии, Сингапуре или Гонконге. Этот путь позволяет компаниям становиться глобальными игроками, избегая при этом международных санкций. Можно вспомнить, например, планы «Яндекса» по разделению на два юридических лица для работы на разных рынках.

Такой характер ведения экспортной деятельности позволяет говорить о том, что цифры, полученные в рамках анализа российского экспорта, кратно занижены и, по нашим оценкам, не отражают реальный масштаб полученной прибыли.

Также важно помнить, что многие IT-компании и разработчики находятся за пределами России. Следовательно, они работают на внешнем рынке. Мы эту выручку просто не видим, однако она есть.